Вы ведь тоже, небось, читали рассказики о  "бедных,  но  чес-
тных" ребятах, пробившихся на самый верх, потому что они были са-
мыми умными во всем округе, а то и в целом штате.  Но  рассказики
эти не про меня. Я, правда,  числился  в  первой  десятке  нашего
школьного выпуска, но этого недостаточно, чтобы получить  стипен-
дию в Массачусетском технологическом институте, во всяком случае,
недостаточно для выпускника Сентервилльской средней школы. Я кон-
статирую объективный факт - школа у нас не очень хорошая.  Ходить
в нее здорово - мы чемпионы по баскетболу, наш ансамбль  народно-
го танца известен по всему штату,  и  каждую  среду  клевые  тан-
цульки. Жизнь в школе - первый сорт.
    Вот только учились мало. Упор делали в основном  на  то,  что
наш директор, мистер Хэнли, называл "подготовкой ко вступлению  в
жизнь", а не на  тригонометрию.  Нас,  может,  и  подготовили  ко
вступлению в жизнь, но уж никак не к  поступлению  в  Калифорний-
ский технологический.
    И выяснил это все отнюдь не сам. Принес я как-то  домой  воп-
росник, составленный нашей группой социологии по программе "жизнь
в семье". Один из вопросов звучал следующим образом: "Как органи-
зован ваш семейный совет?"
    Я и спросил за ужином:
    -  Пап, как у нас организован семейный совет?
    -  Не приставай к папе, милый,- ответила мама.
    -  А? Ну-ка, дай мне взглянуть,- сказал отец.  Прочитав  воп-
    росник, он велел мне принести мои учебники.  Поскольку  я  их
оставил в классе, он послал меня за  ними  в  школу.  Папа  редко
что-нибудь приказывает, но если уж велел, то надо выполнять.
    Курс у меня в том семестре был клевый: обществоведение,  ком-
мерческая арифметика, прикладной английский  (весь  класс  выбрал
темой "составление  лозунгов",  веселая  штука),  ручной  труд  и
спорт. У меня баскетбол. Хоть для первого состава я ростом не вы-
шел, но в выпускном классе надежный запасной тоже получает  реко-
мендацию в университетскую команду. В общем и целом дела у меня в
школе шли хорошо, и я это знал.
     Отец весь вечер читал мои учебники. Читает он быстро. В док-
ладе по обществоведению я написал, что в нашей  семье  существует
режим "неформальной демократии". Доклад прошел хорошо - в  классе
как раз вспыхнула дискуссия о том, должен  ли  пост  председателя
совета передаваться от одного члена семьи к другому, или быть вы-
борным, и имеют ли дедушки и бабушки право выставлять свои канди-
датуры. Мы решили, что деды с бабками могут состоять членами  со-
вета, но на председательский пост  избираться  не  должны.  Потом
сформировали комитеты, чтобы составить конституцию идеальной  се-
мейной  организации,  которую  намеревались  предоставить   своим
семьям в качестве результата наших исследований.
    Следующие несколько дней отец что-то зачастил в  школу.  Меня
это насторожило: когда у родителей вдруг вспыхивает активность, у
них явно что-то на уме.
    Вечером следующей субботы отец позвал меня к себе в  кабинет.
На столе у него лежала стопка учебников  и  программа  Сентервил-
льской средней школы со всеми предметами от американского  народ-
ного танца до лекций по вопросам повседневной жизни.  В  ней  был
отмечен курс наук, выбранный мною совместно с моим  руководителем
не только на этот семестр, но и до конца школы.
    Отец уставился на меня взглядом ласкового кузнечика  и  спро-
сил мягко:
    -  Ты намерен поступать в колледж. Кип?
    -  Конечно, папа, а что?
    -  А за счет чего? Я заколебался. Я ведь знал,  что  учеба  в
    колледже стоит немало денег. И  хотя  бывали  времена,  когда
долларовые купюры ссыпались из корзины на пол, обычно,  все-таки,
не так уж много требовалось времени, чтобы сосчитать ее  содержи-
мое.
    -  Ну, может быть, стипендию удастся получить. И потом, я бу-
ду подрабатывать, пока не получу диплом.
    Отец кивнул:
    -  Конечно... если тебе хочется. Человек всегда может  решить
финансовые проблемы, если он их не боится. Но когда  я  спрашивал
"за счет чего", я имел в виду здесь.- И он  постучал  пальцем  по
голове.
    Я только и мог, что удивленно посмотреть на него.
    -  Но я же кончу школу, папа. Этого достаточно, чтобы  посту-
пить в колледж.
    -  Смотря в какой. Если в  университет  нашего  штата  или  в
сельскохозяйственный колледж, то да. Но известно  ли  тебе.  Кип,
что до сорока процентов студентов вылетают после первого курса?
    -  Я не вылечу!
    -  Может, и не вылетишь. Но я думаю, что ты все же  вылетишь,
если возьмешься за что-нибудь серьезное - инженерное дело,  меди-
цину или точные науки. Вылетишь, если вся твоя подготовка ограни-
чится этим,- он показал рукой на программу.
    Я даже возмутился.
    -  Но почему же, папа! У нас хорошая школа.- Я вспомнил  все,
что нам говорили на подготовительном.- Преподавание построено  на
самых современных, самых научных принципах, одобрено  психологами
и...
    -  ... дает превосходную зарплату учителям,  поднаторевшим  в
современной педагогике,- перебил меня  отец.-  Предметы  изучения
делают основной упор на практические жизненные  проблемы  с  тем,
чтобы ориентировать ребенка в мире демократического  общественно-
го устройства, подготовить его к испытаниям взрослой жизни в  ус-
ловиях нашей сложной современной культуры. Извини, сынок, я бесе-
довал с мистером Хэнли. Мистер Хэнли искренний человек, и,  чтобы
достичь поставленных им благородных целей, мы тратим на  обучение
школьников гораздо больше, чем любой другой штат, за  исключением
Калифорнии и НьюЙорка.
    -  Но что же в этом плохого?
    -  Что такое "обособленное деепричастие"? Я не ответил.
    -  Почему Ван Бюрен проиграл перевыборы?  Чему  равен  корень
кубический из восьмидесяти семи?
    О Ван Бюрене я помнил только, что был  когдато  такой  прези-
дент. Зато я смог ответить на следующий вопрос:
    -  Чтобы узнать кубический корень, нужно  посмотреть  таблицу
на задней странице учебника.
    Отец вздохнул.
    -  Ты никак думаешь, что таблицу эту нам  принес  архангел  с
небес? - Он печально покачал головой.- Виноват, конечно, я, а  не
ты. Мне следовало подумать обо всем этом еще несколько лет назад,
но я решил __ просто потому, что ты любишь  читать,  мастерить  и
быстро управляешься с цифрами,- что ты учишься и получаешь  обра-
зование.
    -  А, по-твоему, разве нет?
    -  По-моему, безусловно нет. Твоя школа - очень приятное мес-
то времяпрепровождения, сынок, она хорошо оборудована, ею  хорошо
управляют, ее хорошо содержат. Конечно, она совсем не  похожа  на
"джунгли с черными досками", отнюдь! Я думаю, что вы,  ребятишки,
ее любите. И есть с чего. Но вот это,- отец сердито  хлопнул  ла-
донью по программе.- Халтура! Барахло!  Профессиональная  терапия
для кретинов!
    Я не знал, что ответить. Отец  замолчал,  задумавшись.  Потом
сказал, наконец:
    - Закон гласит, что ты должен ходить в школу,  пока  тебе  не
исполнится восемнадцать лет или пока ты не получишь аттестат.
    - Да, сэр.
    - Учеба в твоей нынешней школе - пустая трата  времени.  Даже
самый сложный курс в ней не заставит тебя напрячь мозги. Но  нуж-
но либо продолжать учиться здесь, либо куда-то уезжать.
    - Но ведь это очень дорого? - спросил я.
    На мой вопрос он и внимания не обратил.
    - Пансионы мне не по душе.  Подросток  должен  жить  в  своей
семье. И хотя, конечно, одна из этих закрытых  школ  в  восточных
штатах может дать тебе хорошую подготовку, вполне достаточную для
поступления в Стенфорд, Йель или любой другой из лучших универси-
тетов, ты наберешься там дурацких  предрассудков  -  всего  этого
идиотизма насчет денег, положения в обществе и хорошего портного.
Я их именно там и набрался, а потом потребовались годы, чтобы  от
них избавиться. Мы с твоей матерью не  случайно  решили,  что  ты
проведешь детство в маленьком городке. Итак, остаешься  здесь,  в
этой школе.
   Мне сразу полегчало.
   - Тем не менее, ты собираешься поступать в колледж. Есть у те-
бя намерение получить профессию? Или  ты  предпочтешь  ускоренный
курс по изготовлению изысканных  декоративных  свечей?  Вот  что,
сын, твоя жизнь - это твоя жизнь, и ты волен делать  с  ней  все,
что пожелаешь. Но если ты подумываешь о  хорошем  университете  и
серьезной профессии, мы должны тщательно обмозговать, как с  наи-
большей пользой употребить оставшиеся тебе три года.
    -  Ну, папа, я, конечно, хочу в хороший...
    -  Тогда приходи, когда все как следует проанализируешь. Спо-
койной ночи.
 Анализировал я целую неделю. И начал понимать, что отец прав.
Все эти наши программы - "жизнь в семье" и прочее - просто  чепу-
ха. Да что могут знать дети о том, как строить жизнь семьи? И что
может об этом знать наша мисс Фингли, незамужняя и бездетная? Наш
класс постановил единогласно, что  каждому  ребенку  должны  быть
предоставлены отдельная комната и денежное содержание, "чтобы  он
мог научиться распоряжаться деньгами". Здорово придумано,  конеч-
но, но как быть семье Квинланов? Если у них пять  комнат  на  де-
вять детей? Нет, хватит дурака валять.
    Коммерческая арифметика была не то чтобы глупой, но бесполез-
ной тратой времени. Весь учебник я прочитал за первую  неделю,  а
потом просто скучал.
    Отец переключил мое внимание на занятия алгеброй,  испанским,
общими науками, английской грамматикой и стилистикой. От  прежней
программы остался лишь спорт. Особенно подтягиваться мне не приш-
лось - в нашей школе и в этих предметах было много воды.  Тем  не
менее, я приналег на учебу, потому что  отец  подкинул  мне  гору
книг и сказал:
    -  Вот чем тебе пришлось  бы  заниматься,  учись  ты  в  нор-
мальной школе, а не в детском саду для переростков. Если  усвоишь
то, что здесь написано, то, может, и выдержишь приемные экзамены.
    После этого он оставил меня в покое. Он и вправду считал, что
выбор только за мной. Поначалу я закопался - книги казались труд-
ными, не то, что облегченная жвачка, которую нам давали в школе.
    Если кто думает, что самостоятельно учить латынь - дело  лег-
кое, пусть попробует сам.
    Я пал духом и чуть было не сдался, но потом разозлился и  на-
чал вгрызаться в учебу. Некоторое время спустя я заметил, что за-
нятия латынью облегчают изучение  испанского  и  наоборот.  Когда
мисс Хернандес, наша "испанка", узнала, что я изучаю латынь,  она
начала заниматься со мной. Я не только прочел всего  Виргилия,  я
стал говорить по-испански, как мексиканец.
    Курс математики, предлагаемый нашей школой, ограничивался ал-
геброй и плоскостной геометрией.  Я  самостоятельно  приступил  к
усиленному изучению этих предметов и  тригонометрии  и,  конечно,
вполне мог бы ограничиться уровнем, потребным для  сдачи  вступи-
тельных экзаменов, но математика хуже семечек.
    Аналитическая геометрия кажется сплошной  абракадаброй,  пока
не начнешь в ней разбираться. Но потом, если знаешь  алгебру,  ты
вдруг прозреваешь и не можешь оторваться от книги, пока не  прог-
лотишь последний лист. Одно удовольствие!
   Пришлось мне коснуться и исчислений, а заинтересовавшись элек-
троникой, я почувствовал  необходимость  векторного  анализа.  Из
всех точных наук наша школа предлагала только "общий курс", и та-
кой он был общий, что дальше некуда. Где-то на уровне  воскресно-
го приложения. Но когда вчитываешься в химию и физику,  появляет-
ся сильное желание попробовать все своими руками. Сарай  был  от-
дан в полное мое распоряжение, и я оборудовал  в  нем  химическую
лабораторию, темную комнату, верстак для электроники и, на  неко-
торое время, радиостанцию. Мама, правда,  немножко  понервничала,
когда однажды от взрыва вылетели стекла и сарай загорелся - да  и
пожар-то был пустяковый,- но папа отнесся к происшествию  спокой-
но. Он всего лишь предложил мне впредь не делать взрывчатку в до-
мике из сборных щитов.
    Когда, учась в выпускном классе, я решил  сдать  экзамены  по
вступительной программе, я их сдал.
---------------
Р.Хайнлайн ("Будет скафандр, будут и путешествия") 

 

    ,,,//                     ///////
<<<=====ВПЕРЕД
    ```\\                    \\\\\\\

Rambler's Top100  Рейтинг@Mail.ru