PERSPECTIVES
Когда США вступили в Первую мировую, пропагандист Джордж Криль заставил утихнуть антивоенные настроения.

По Томасу Флемингу.

Один журналист - друг Джорджа Криля однажды описал его как человека, который видит только два класса людей - скунсов и величайших людей, которые когда-либо жили. "Величайшие из всех живущих", - объяснял друг, - "многочисленны и включают всех, кто на стороне Криля по любому вопросу, с которым Крилю приходилось иметь дело." Когда он назвал этот портрет преувеличением, Криль допустил, что он "не вполне ложный".

Криль часто называл себя "настоящим человеком Вильсона." Он старался убедить Вудро Вильсона выдвинуться в президенты еще в раннем 1905 году, когда Вильсон все еще был президентом Принстонского Университета. Когда в 1917 году война с Германией стала неминуема, Вильсон, только что переизбранный (by a whisker) на второй срок, был встревожен по поводу реакции американцев на вступление в бойню(carnage), раскалывавшую Европу последние 3 года. Он склонялся к предложениям своих адмиралов и генералов по закону о цензуре, который дал бы ему железный контроль над неуправляемой американской прессой. Криль, однако, убедил его, что стране нужно не подавление, а проведение согласованной провоенной политики. Он предупредил Вильсона, что американское мнение о войне было "очернено"(muddled) преградами и контрпреградами германской и союзнической пропаганд.

Такова была предыстория. Энтузиазм по поводу войны был в основном ограничен элитным эстеблишментом восточного побережья, большая часть которого была республиканцами и англофилами. Их лидеры, вроде Д.П.Моргана(J.P. Morgan) , отдали в долг крупные суммы Антанте и столкнулись с перспективой банкротства в случае победы Германии.

А Вильсона только что переизбрали под лозунгом: "Он отведет нас от войны." К 1917 году в США было не менее 40 различных пацифистких групп, агитирующих против втягивания Америки в ужасающий конфликт. Веллингтон Хауз, оружие британской пропаганды в Америке, нервно докладывал в Лондон, что апатия к войне была подавляющей.

В других донесениях сообщалось о сильной и многочисленной оппозиции войне. Десять тысяч человек прибыли в Чикагский Колизеум, чтобы послушать, как конгрессмен из Техаса будет обличать стремление к войне. Массовый митинг немецких американцев требовал национального референдума. Группы радикалов убеждали американцев отказываться от службы в армии, где они будут убиты или ранены ради "чьей-то выгоды(the profit takers)". 2-го апреля, когда Вильсон созвал Конгресс, чтобы объявить войну, 1500 пацифистов прорвались к Капитолию(в Капитолий) и стали спорить с провоенными сенаторами и конгрессменами.

В противовес такому сомнительному фону, Криль убедил президента создать Комитет по Общественной информации. Официально(ostensibly), он был организован тремя членами кабинета и его председателем Крилем. Но вместе они встречались всего лишь раз. Криль выслушал советы членов кабинета и никогда более с ними не разговаривал. "Комитетом по общественной информации был сам Криль", - писал журналист из Вашингтона. "Он продолжал оставаться Джорджем Крилем и после того, как 150 тысяч человек было задействовано в самых разнообразных мероприятиях."

Коротышка(5 футов, 7 дюймов), родом из штата Миссури, энергии в нем было, как в динамо-машине(human dynamo). Бывший (muckraking) репортер, немного известный, он также служил полицейским поручителем (reform police commissioner) в Денвере(Колорадо), он организовал "Ньюсбук", который предполагал стать печатным флагманом Национального Юношества в военном Университете, организации, предлагавшей реформировать (America overnight by turning the college professors loose on the hoi polloi). Публикации шли четыре месяца. Талантливый мимик, Криль своим юмором часто доводил президента до беспомощного состояния, изображая многочисленных вычурных(flamboyant) южан, или же напыщеных янки из Конгресса. Его чувство юмора, а также несколько влиятельных политических противников, которых он нажил себе за время работы репортером, могли бы в будущем грозить ему неприятностями.

В своих мемуарах, которые он написал в 1920 году, Криль ярко описал то, что он решил делать из Комитета общественной информации. Его целью было создание "страстной веры в справедливость действий Америки, которая сплотила(weld) бы американский народ в один яркий пылающий сгусток инстинкта братства, преданности, отваги и бессмертной решимости." Криль твердо верил в "битву воли". В демократии, утверждал он, эта воля будет зависеть от "той степени, с которой каждый из всей массы людей сможет сплотить и упрочить тело, душу и дух для высших усилий служения и жертвенности."

Никто и никогда не обвинял Джорджа Криля в том, что он мало(small) думает(или пишет). Первой проверкой Криля стал день, на который многие в Вашингтоне смотрели с трепетом(trepidation) - 5 июля 1917 года, - день, когда в США всем мужчинам призывного возраста следовало явиться для регистрации на военную службу. Вспоминая военные мятежи времен Гражданской войны(американской), сенатор Джеймс Рид от Миссури предупреждал военного секретаря Ньютона Бейкера, что улицы американских городов "в день регистрации будут залиты кровью."

За месяц до дня пересчета, Криль создал(unleashed) его самое многообещающее дитя: Четырехминутных Ребят(Four Minute(=минута, крошечный) Men). Идею ему подал один паренек из Чикаго, Дональд Риэрсон, который сказал ему, что он подбил нескольких своих провоенно-настроенных дружков произнести речи в кинотеатрах. Криль решил придать этой концепции национальный размах, дал добровольцам их патриотическое название и назначил Риэрсона их директором.

Вскоре, в кинотеатрах по всей стране (их копии?)(glass slide) были брошены на сцены(stage curtain) до или после основного представления. Их представляли как обязательное появление местных Четырехминутных Ребят и заверялось, что они говорят от имени(under the auspices) Комитета общественной информации. Криль снабжал Четырехминутных Ребят бюллютенями и текстами 4-минутных речей, но призывал их где возможно всталять что-то от себя. Их первой темой было "Всеобщее служение через выборочный военный призыв". С 12 по 21 мая 75 тысяч ораторов внушали (deluged) посетителям кинотеатров идею о том, что день регистрации должен стать фестивалем чести для будущих призывников.

Страна отозвалась с пониманием(ecstatically). 5 июня 10 миллионов человек были приписаны без намека на протест. Сиэтл, штат Вашингтон, дал публичный банкет для своих призывников перед их отправкой в Кэмп Льюис. В сотнях крошечных городков ветераны Гражданской войны приходили, чтобы проводить новых солдат до железнодорожной станции. К концу войны страна имела 516 тысяч призывников в тренировочных лагерях и все еще без тени протеста.

Тем временем, Четырехминутные Ребята развивали (tackling) свои темы, например, "Почему мы сражаемся" и "Кто наш настоящий враг". Криль никогда не прекращал улучшать свои представления, рассылая для их проработки команды из учителей ораторства и известных писателей по всей стране. В действительности, у него были "инспекторы", проверяющие их. Чтобы вступить в ряды ЧМР, человеку надо было иметь поручительства(endorsement) от трех значительных в своем городе граждан. Если он не соответствовал нужному уровню, его бесцеремонно(ruthlessly) исключали из группы.

ЧМР стали вскоре выступать на гражданских и профсоюзных митингах, разных тусовках(granges), лагерях лесорубов и даже в индейских резервациях. ЧМР в колледжах действовали в 153 ВУЗах. Криль даже учил солдат ЧМР говорить со своими тестомесами(doughboys). Наконец, там было отделение (а cadre) Юношеского ЧМР, которое выступало в старших классах школ. Лучшие из выступавших выигрывали призы. Двести тысят старших школ участвовали в поддержке движений Третьего Свободного Займа.

Ко времени окончания войны, Криль, любивший статистику, объявил, что его ораторы произнесли 755190 речей для в общей сложности 314 454 514 аменриканцев. За месяц они доходили до более чем 11 миллионов людей. Газеты, сообщавшие о них, посвятили им 900 000 строк, и это была статистика только по крупным газетам. Вся эта грандиозная(stupendous) программа стоила правительству лишь(a mere) $101,555.10.

Многие пропагандисты остались бы после этого почивать на лаврах, но Криль только разогревался. С помощью комитета значительных историков он начал выпуск(churning out) "Красной, Белой и Синей Книг", в которые речи Вильсона преращались в высокохудожественные панегирики(high-flying paeans) американской военной помощи и серию свирепых атак на Германию под названием "Германская практика войны" и "Прусская система".

Криль также занялся кинобизнесом. Его продюссеры создали такие произведения, как "Воины Першинга(Pershing's Crusaders)" и "Четыре флага(Under Four Flags)" и распространяли их с помощью Д.В.Гриффита, человека, создавшего "Рождение нации", первый суперхит Голливуда. В дополнение к введения(drenching) публики в патриотическую страсть, фильмы Криля заработали для комитета $852,744.30, - неплохая прибыль для тех дней, когда съемки фильма стоили копейки.

Затем Криль создал Отдел Изобразительной Рекламы (Pictorial Publicity) в уже многочисленных комитетских офисах, для управления которым была приглашена Чарльз Дана Гибсон, одна(один?) из самых знаменитых иллюстраторов тех дней. И вскоре, известные иллюстраторы вроде Н.К.Виса(N.C. Wyeth) рисовали патриотические агитки 19 футов высотой и длиной 25 футов для продвижения другого Свободного займа. Художники(brushmen) создали 1438 произведений исскуства, которые были растираживаны миллионами. Возможно, самым знаменитым из них был портрет Дяди Сэма Джеймс Монтгомери Флагга, указывающий на зрителя пальцем и говорящий: "Мне нужен ты".

Следующий раз программа Криля была проверена в сентябре 1918, когда правительство объявило о втором призыве на военную службу, регистрируя каждого мужчину в возрасте от 18 до 45 лет, в надежде добавить их к остальным 12 800000, уже зачисленным(to the rolls). К этому моменту страна уже была в войне 18 месяцев и списки потерь публиковались в газетах каждый день. Мощное движение против войны было реально возможно. Криль справился(went all-out), подстегнув своих Четырехминутных Парней подлакировать риторические высоты. Недавно созданный отдел рекламы отправлял готовые полноформатные вкладки для 18000 газет. Работая в дневные и ночные смены, команда Криля отправляла по почте копии того, что называлось Избранным Журналом Службы(Selective Service Register), поппури из вопросов и ответов об армии и военной службе, плюс инструкции, (exhortations) и призывы. 12 сентября 1918 года 13 миллионов 975706 человек были записаны, и вновь, без протеста.

Громадная пропагандистская машина, созданная Крилем, на что он непрестанно указывал, обошлась налогоплательщикам только в $4,912,553. Он упорно(coyly) пренебрегал мнением, что тратя эти деньги, он также имел неограниченный доступ к 50 миллионам долларов "президентского фонда", который Конгресс предоставил Вильсону прежде, во время войны, без всякого контроля над расходами. Когда Вильсон вдруг сбросил свою двустороннюю позу и в 1918 призвал к выбору Демократического Конгресса, некоторые законодатели-республиканцы стали называть Криля "пресс-атташе Вильсона".

Криль отбивался в своем бескомпромиссном стиле: "пленных не брать", сравнивая разум сенатора Генри Кабота Лоджа с почвой его родного Массачусетса, как "высоко культурной, но природно-стерильной." После речи в Нью-Йорке, кто-то спросил Криля, что он думает о "сердце Конгресса" в свете поддержки войны. Криль ответил: "О, никогда не (slumming for years)".

Раскол попал на первые полосы газет. Конгрессмены вносили в свои блокноты(rushed to their dictionaries) расследовать то, как они были обвинены в "нищенском, грязном, опустившим и часто порочном" существовании. Криль оправдывался, но оскорбленный Конгресс все еще требовал его головы. Вильсон отказался от нападок на Криля, но он не мог ничего сделать для его спасения от немилосердного разбора перед лицом Комитета по приличию(House Appropriations Committee).

Спустя несколько месяцев война была окончена, и Конгресс начал реально работать по вопросу Криля. Они отменили разрешение для Комитета общественной информации, даже не выделив ему денег на закрытие его офиса и создание архива. Свои последние месяцы Криль провел в Вашингтоне, опровергая(fending off) серию слухов о том, что Комитет был повинен в масштабных финансовых недочетах, если не в откровенном обмане.

Следующие 18 месяцев Криль страдал от мук сожаления, глядя как миротворческие усилия Вильсона уничтожаются оппозицией Конгресса. Если бы Криль придержал свой язык и оставил бы работать Комитет общественной информации, он мог бы помочь Вильсону в пропагандистской войне, развернувшейся между Белым Домом и Республиканским большинством в Конгрессе по поводу Лиги Наций.

Но даже без этого потерянного замкового камня своей карьеры, достижения Криля были выдающимися. На степень, до которой никто в американской истории даже не приближался в сравнении с ним, этот пропагандисткий гений из Миссури мобилизовал дух противоположно настроенной нации для победы, изменившей ход истории.

© Перевод а.с.(автора сайта), 2001.
Оригинал статьи на английском лежит здесь

    ,,,//                     ///////
<<<=====ВПЕРЕД
    ```\\                    \\\\\\\

Rambler's Top100