Казалось бы, сегодня о Византийской империи напоминает немного.
Церкви Афона и Стамбула (бывшего Константинополя), иконы, книги, развалины крепостных стен и дворцов... Однако значение византизма как особого культурного типа, уникального сочетания идей и стиля, нельзя переоценить. Он стал примером для подражания и в разной степени был усвоен многими странами. Так, политическая и церковная история России имеет византийские корни. Принятие Православия и идеологии христианского царства — самые важные аспекты этого влияния. Мы до сих пор живем под византийским гербом (двуглавым орлом), пишем буквами, созданными Кириллом и Мефодием...
При этом удивительно невнимание, а иногда и откровенное пренебрежение к истории и культурному наследию Византии со стороны западных исследователей и части их российских последователей (несмотря на огромную роль Византии в нашей истории, ее даже толком не изучают в школе, предпочитая такие «злободневные темы», как, например, движение луддитов в Англии). По словам философа Константина Николаевича Леонтьева: «византийское общество пострадало от равнодушия или недоброжелательства писателей западных, от неприготовленности и долгой незрелости пашей науки. В нашей образованной публике распространены о Византии самые превратные, или, лучше сказать, самые вздорные, односторонние и поверхностные понятия... Византия представляется чем-то сухим, скучным, поповским, и не только скучным, но даже чем-то жалким и подлым. Однако даже малого, но действительного ознакомления с наследием империи достаточно, чтобы убедиться, сколько в византизме было искренности, теплоты, геройства и поэзии». Западная предвзятость объясняется рядом причин: от религиозного, и шире, цивилизационного антагонизма, до экономического соперничества и определенного комплекса неполноценности. Ведь даже название «Византия» было введено в обиход западными историками. В реальности государство называлось Империя Ромеев (или Восточная Римская империя) и являлось единственным прямым наследником античного Рима. Императоры считались первыми среди христианских государей и долгое время с блеском поддерживали этот статус. (После низложения в 476 году последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула, вождь германо-варварской дружины Одоакр отослал в Константинополь знаки императорского достоинства, а для себя попросил титул патриция и разрешение на управление Италией. Спустя три века после этих событий Карл Великий при поддержке римского папы основал романо-германскую Священную Римскую империю - в том числе в противовес Византии.) В негативном определении византийского государства можно увидеть стремление заглушить голос совести: как-никак, а именно западные армии разграбили Константинополь, а потом безучастно взирали, как пал под ударами турок последний оплот христианства на востоке. Наблюдали, прекрасно понимая, что полномасштабное турецкое вторжение в Европу теперь уже не за горами... Вывод прост - такая Византия плохая, что даже помогать ей не стоило! Любопытно, что похожая логика присутствует у многих западных исследователей, пишущих о Второй мировой войне (роль Византии, естественно. играет наша страна).
История Византии - не просто занимательное чтение. Ее изучение позволяет лучше понять взаимоотношения Запада и Востока, осознать роль и призвание нашей страны Как писал выдающийся русский византист Федор Иванович Успенский: «знание о Византии полезно как для образования, так и для направления на верный путь русского политического и национального самосознания». В этой статье мы попробуем набросать широкими мазками некоторые этапы жизни Империи Ромеев и прогуляемся по мостовым Константинополя, лежащим ныне на глубине семи метров под шумными улицами Стамбула.
В эпоху своего расцвета Византия была наиболее блестящим и культурно развитым государством в мире. Настоящей жемчужиной империи являлся Константинополь - удивительный город, расположенный у пролива Босфор, на стыке Европы и Азии. К V веку Константинополь насчитывал 323 улицы, состоявшие из 4383 домов. Население составляло около 500 тысяч человек. К IХ веку число жителей достигло миллиона, но во время латинской оккупации резко уменьшилась и больше не поднималось до прежнего уровня. При всей оригинальности Константинополя (который именовался также Новым Римом) основные планировочные решения были позаимствованы у старой столицы империи. Город стоял на семи холмах, прямые длинные улицы напомианли римские "проспекты". Главная улица выходила к центральной площади города Августеон.Здесь находилась самая величественная и наиболее почитаемая церковь - храм Святой Софии. Площадь была традиционным местом собраний, обмена новостями. На ней стояли книжные лавки, а у ступеней храма предлагали свои услуги писцы. Неподалеку от Святой Софии находился Большой дворец - резиденция императора. Его планировка отличалась от жилищ западных монархов - последние представляли, как правило, одно здание, окруженное хозяйственными пристройками. Большой дворец состоял из большого числа отдельных строений, которые размещались среди садов и парков. Комплекс окружала общая стена (несложно провести параллель с русскими кремлями). Он включал в себя резиденции императора и императрицы, здания, использовавшиеся для представительских целей, множество церквей и часовен. Также императоры проживали в Влахернском дворце, более скромном по размерам, но отличавшемся изяществом и богатством отделки.
Отметим, что представление о священности царской власти и особой
миссии царя как помазанника Божия, в полной мере была осознана и реализована именно в Византии. В литературе византийских монархов сравнивали с апостолами, а в живописи даже иногда изображали с нимбом. Идея божественного происхождения власти получила зримое воплощение и в устройстве императорского трона. Он был сделан двойным, и его часть всегда оставалась свободной - там находилось символическое место Христа. В праздники и по выходным император садился слева. Считалось, что рядом с ним незримо присутствует Иисус Христос. По будням император пересаживался направо, подчеркивая тем самым свою роль посланника Бога на земле. Любопытно, что при тщательно разработанном этикете и почти священном отношении к императорской власти (но не к личности императора как таковой) византийскую монархию нельзя назвать аристократической иди чисто национальной (греческой), Императорами и патриархами могли стать представители разных национальностей и социальных групп (принципиально было только православное вероисповедание). Император Юсгин I родился в семье македонского крестьянина. Лев III Великий был сирийцем. Роман I Лакапин - армянином, а Константинопольский патриарх Филофей - евреем. Несмотря на «благолепное" отношение к власти, история Византии буквально наполнена восстаниями и дворцовыми переворотами. Но замена конкретного правителя никак не отражалась на самой политической системе. После свержения императора на его место вставал новый — столь же чтимый и обладавший такой же огромной властью.
Константинополь был средоточием торговли между Востоком и Западом. сюда стекались товары практически из всех стран. Приобретали их в многочисленных магазинах, которые, как правило, устраивались на первых этажах зданий. Эстетизация всех сфер деятельности, свойственная византийцам, проникала и в торговлю. Например, гири представляли собой не нарубленные железные пластины (как обычно делали в то время), а исполнялись в форме женской головки с плечами. Уличная торговля была относительно невелика, и ее основная доля приходилась на «пищу духовную» - услуги странствующих астрологов и предсказателей.
В целом для Константинополя была свойственна малоэтажная застройка. Дома состоятельных горожан обычно насчитывали два этажа. Крыша часто была плоской и в летние месяцы использовалась как терраса. Фасады, выходящие на улицу, поначалу делали глухими, окна выходили на противоположную сторону, во двор. Здесь располагались конюшни, сараи для скота и птицы, колодец. По мере роста населения увеличивалась и этажность домов. На уличной стороне верхних этажей появились окна и балконы. Последние произвели «бум» в архитектуре. Балконы стали настолько популярны и многочисленны, что власти озаботились регламентацией этой области строительства. Император Зенон издал указ, по которому ширина улицы должна была составлять не менее 3,5 метра, а балконы — находиться на высоте не менее 4,5 метра от земли и на расстоянии 3 метров от стены дома напротив. Городские правила предписывали наличие в каждом доме водосточных труб и канализации. В законодательстве было закреплено право горожан на красивый вид из окна. Новые здания строили так, чтобы они не закрывали соседям вил на море или архитектурный памятник. Причем, если в случае с морем никаких «поблажек» не давали, то с памятниками дело обстояло не так просто. Считалось, что любоваться из окна-произведением искусства может тот, кто способен его оценить. Например, если кто-то заявлял, что ему отказали в виде на статую Аполлона, надлежало доказать, что он достаточно образован и способен понять ценность скульптуры - тогда вид возвращали («корректируя» или демонтируя мешающую постройку).
Обычно дома планировались вокруг центрального зала, который использовался как гостиная. Жилые комнаты находились на верхних этажах, при этом в каждом доме была «теплая комната", куда переселялись на время зимних холодов. В домах состоятельных горожан устраивалось центральное отопление (путем подогрева полов). Стены украшались фресками, на них писались выдержки из религиозных текстов.
«Малоимущие и нуждающиеся» (выражаясь современным юридическим языком) проживали в небольших домах с тростниковыми крышами и земляными полами, Правда, сколотив на скорую руку такую лачугу, человек мог остаться в городе как «постоянно проживающий». С V века в столице начали строить многоквартирные дома, насчитывавшие от 5 до 9 этажей. Квартиры в них сдавались в наем.
Византийцы сохранили и развили социально ориентированные римские традиции. В частности, в Константинополе было двадцать государственных пекарен, работавших только для получателей бесплатного хлеба (для сравнения, коммерческих насчитывалось сто двадцать). В городах империи работало столько врачей, сколько считалось необходимым для их населения. Строились больницы. дома призрения и приюты для сирот. Их возглавляли специалисты, которые держали ответ перед особым эпархом, а самый крупный детский приют Константинополя, основанный императором, управлялся «орфанотрофием» - священником, подотчетным только императору.
Граждане империи имели право бесплатно посещать ипподром и бани. Соревнования колесниц (сменившие римские гладиаторские бои) стали в Константинополе самым популярным зрелищем. Для их проведения был построен грандиозный ипподром, вмещавший 40 тысяч человек. Кстати, для счета этапов заезда был придуман довольно оригинальный метод. На виду у зрителей клали восемь (по числу кругов, которые проезжали колесницы) страусиных яиц - после каждого сделанного круга яйцо убирали. Перерывы между забегами заполнялись выступлениями акробатов, актеров или танцоров. Конный спорт был вообще популярен в Византии - так, излюбленной забавой аристократии стала игра в поло (командная игра в мяч верхом на лошадях).
Снабжение Константинополя водой осуществлялось с помощью системы водопроводных сооружений, начинавшихся далеко за пределами города, у родников Белградского леса. На случай осады были построены огромные резервуары с питьевой водой. Особенно крупный из них получил название «Резервуар 1001 колонны». В нем можно было свободно плавать на лодке, а потолок поддерживал целый лес колонн. Вообще, воды константинопольцам всегда требовалось много. Горожане обожали принимать ванны - настолько, что церковь даже выступила с осуждением людей, моющихся более трех раз в день. Но главным местом водных процедур и общения были бани. Построенные на средства государственной казны и пожертвования богатых византийцев, бани поражали своей роскошью. Кроме парных там были устроены бассейны с теплой и холодной водой. Отдельного упоминания заслуживает и забота об экологии. Константинополь можно с полным правом назвать цветущим городом: в нем было множество общественных парков, а почти у каждого дома находился сад.
Закат великого города Константина наступал исподволь, как день незаметно переходит в вечер. Не слишком удачные войны, дворцовые неурядицы и общее состояние государства создали благоприятные условия для успешного удара. Когда в 1204 году войска крестоносцев по «наводке» венецианцев вместо похода в Египет решили взять Константинополь, византийцы не смогли оказать сильного сопротивления. Город подвергся страшному разорению. Как отмечает историк Михаил Абрамович Заборов: «в разрушительных оргиях погибли замечательные произведения античных художников и скульпторов, сотни лет хранившиеся в Константинополе. Варвары-крестоносцы ничего не смыслили и искусстве. Они умели ценить только металл. Мрамор, дерево, кость, из которых были некогда сооружены архитектурные и скульптурные памятники, подвергались полному уничтожению. Впрочем, и металл получил, у них своеобразную оценку. Для того чтобы было удобнее определять стоимость добычи, крестоносцы превратили в слитки массу расхищенных ими художественных изделий из металла. Такая участь постигла великолепную бронзовую статую богини Геры Самосской. Был разбит бронзовый Геркулес, творение придворного художника Александра Македонского - гениального Лиссипа. Западных вандалов не остановили ни статуя волчицы, вскармливавшей Ромула и Рема, ни даже изваяние Девы Марии, находившееся в центре города. Византийская столица никогда уже не смогла оправиться от последствий нашествия латинских крестоносцев». Очевидно, что крестоносцами двигало не «варварство» - в это время рыцари Европы были более развиты, чем вандалы, схожим образом разорившие Рим. Объяснение можно найти в том, что ценности другой, враждебной цивилизации зачастую (особенно для западной) менталитета) воспринимаются как мусор...
После взятия Константинополя крестоносцы сделали его столицей Латинской империи, скроенной из части византийских владений. Византийцы, в свою очередь, перенесли столицу в город Никея. Правление латинян оказалось непродолжительным (немногим более пятидесяти лет). Последний латинский император Балдуин, дошедший до крайней бедности, продал большую часть находившихся в городе священных реликвий. В качестве радикальной меры по пополнению государственного бюджета он приказал снять с кровли императорского дворца все свинцовые покрытия и расплачиваться ими вместо денег. В 1261 году византийцы практически без боя заняли Константинополь. Однако в полной мере возродить империю не удалось. Последние два века существования Византия оборонялась, теряя одну за одной свои провинции. Жестом отчаяния стало решение о союзе с католическим миром, плата за который оказалась чрезвычайно тяжелой. Для защиты Византии от надвигавшихся турок в 1439 году была заключена Флорентийская уния, передававшая православную церковь под власть римского папы и подгонявшая ее вероучение и обряды под католический образец. Уния была враждебно принята большинством священников и фактически так и не вступила в полную силу. Впрочем, страны Запада не спешили выполнить свои обязательства и организовать хоть сколько-нибудь весомую военную помощь старым противникам.
Перед взятием Константинополя турками, империя утеряла почти все свои владения. Оставалась только столица, и она была в плачевном состоянии. Население Константинополя насчитывало не более ста тысяч человек, Многие кварталы фактически исчезли. некогда аккуратные парки стали похожи на леса. Ипподром был разрушен, и молодежь развлекалась там, бросая дротики. Предместья на противоположном берегу Босфора уже находились в руках турок. Тем не менее, в разных частях Константинополя еще попадались великолепные дома горожан и здания монастырей. Ежегодно в город стекались богомольцы, прибывавшие в основном из России, чтобы помолиться в церквях и поклониться хранящимся там святыням. И государство, насколько это еще было в его силах, продолжало содержать для них гостиницы, обеспечивать работу больниц и детских приютов.
В 1453 году турецкое войско осадило Константинополь. Помощи с Запада не пришло (если не считать пару сотен воинов, нанятых в частном порядке). К тому же большинство византийцев скорее были готовы принять правление султана, чем власть римского папы. 29 марта турки ворвались
в Константинополь. Император Византии Константин сражался в рядах защитников города. Византийский автор так пишет об этих последних минутах существования империи: «Раздался крик: «Крепость взята, флаги и знамена подняты на всех башнях». И этот гол,ос обратил наших в бегство,
а врагов воодушеви, и все они с криками и без страха стали карабкаться на стену. Едва несчастный император и господин мой увидел это, он принялся со слезами молить Господа и убеждать воинов собраться с духом; но не оставалось уже никакой надежды на содействие и помощь. Затем он, пришпорив коня, во весь опор въехал в самую гущу нечестивцев и, как Самсон, принялся расправляться с иноплеменниками. В первом натиске он сбросил нечестивцев со стены, и было это необыкновенное чудо, которое могли наблюдать очевидцы. С львиным рыком, сжимая меч в правой
руке, он рубил многих, а кровъ рекой текла с его рук и ног».
...После штурма тело Константина Палеолога было опознано по вышитым на его одежде имперским гербам - двуглавым орлам. Восточная Римская империя пала. Но уже спустя несколько лет наследница византийского престола Зоя Палеолог выйдет замуж за русского великого князя Ивана III (что подчеркивало преемственность московскими государями духовно-государственной роли Византии). Его внук Иван Грозный официально провозгласит себя царем, а старец Филофей напишет фразу, в которой выразит духовную миссию Москвы и России: «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».
 ,,,//  ///////
<<<=====ВПЕРЕД
 ```\\
 \\\\\\\