Вы ведь тоже, небось, читали рассказики о "бедных, но чес- тных" ребятах, пробившихся на самый верх, потому что они были са- мыми умными во всем округе, а то и в целом штате. Но рассказики эти не про меня. Я, правда, числился в первой десятке нашего школьного выпуска, но этого недостаточно, чтобы получить стипен- дию в Массачусетском технологическом институте, во всяком случае, недостаточно для выпускника Сентервилльской средней школы. Я кон- статирую объективный факт - школа у нас не очень хорошая. Ходить в нее здорово - мы чемпионы по баскетболу, наш ансамбль народно- го танца известен по всему штату, и каждую среду клевые тан- цульки. Жизнь в школе - первый сорт. Вот только учились мало. Упор делали в основном на то, что наш директор, мистер Хэнли, называл "подготовкой ко вступлению в жизнь", а не на тригонометрию. Нас, может, и подготовили ко вступлению в жизнь, но уж никак не к поступлению в Калифорний- ский технологический. И выяснил это все отнюдь не сам. Принес я как-то домой воп- росник, составленный нашей группой социологии по программе "жизнь в семье". Один из вопросов звучал следующим образом: "Как органи- зован ваш семейный совет?" Я и спросил за ужином: - Пап, как у нас организован семейный совет? - Не приставай к папе, милый,- ответила мама. - А? Ну-ка, дай мне взглянуть,- сказал отец. Прочитав воп- росник, он велел мне принести мои учебники. Поскольку я их оставил в классе, он послал меня за ними в школу. Папа редко что-нибудь приказывает, но если уж велел, то надо выполнять. Курс у меня в том семестре был клевый: обществоведение, ком- мерческая арифметика, прикладной английский (весь класс выбрал темой "составление лозунгов", веселая штука), ручной труд и спорт. У меня баскетбол. Хоть для первого состава я ростом не вы- шел, но в выпускном классе надежный запасной тоже получает реко- мендацию в университетскую команду. В общем и целом дела у меня в школе шли хорошо, и я это знал. Отец весь вечер читал мои учебники. Читает он быстро. В док- ладе по обществоведению я написал, что в нашей семье существует режим "неформальной демократии". Доклад прошел хорошо - в классе как раз вспыхнула дискуссия о том, должен ли пост председателя совета передаваться от одного члена семьи к другому, или быть вы- борным, и имеют ли дедушки и бабушки право выставлять свои канди- датуры. Мы решили, что деды с бабками могут состоять членами со- вета, но на председательский пост избираться не должны. Потом сформировали комитеты, чтобы составить конституцию идеальной се- мейной организации, которую намеревались предоставить своим семьям в качестве результата наших исследований. Следующие несколько дней отец что-то зачастил в школу. Меня это насторожило: когда у родителей вдруг вспыхивает активность, у них явно что-то на уме. Вечером следующей субботы отец позвал меня к себе в кабинет. На столе у него лежала стопка учебников и программа Сентервил- льской средней школы со всеми предметами от американского народ- ного танца до лекций по вопросам повседневной жизни. В ней был отмечен курс наук, выбранный мною совместно с моим руководителем не только на этот семестр, но и до конца школы. Отец уставился на меня взглядом ласкового кузнечика и спро- сил мягко: - Ты намерен поступать в колледж. Кип? - Конечно, папа, а что? - А за счет чего? Я заколебался. Я ведь знал, что учеба в колледже стоит немало денег. И хотя бывали времена, когда долларовые купюры ссыпались из корзины на пол, обычно, все-таки, не так уж много требовалось времени, чтобы сосчитать ее содержи- мое. - Ну, может быть, стипендию удастся получить. И потом, я бу- ду подрабатывать, пока не получу диплом. Отец кивнул: - Конечно... если тебе хочется. Человек всегда может решить финансовые проблемы, если он их не боится. Но когда я спрашивал "за счет чего", я имел в виду здесь.- И он постучал пальцем по голове. Я только и мог, что удивленно посмотреть на него. - Но я же кончу школу, папа. Этого достаточно, чтобы посту- пить в колледж. - Смотря в какой. Если в университет нашего штата или в сельскохозяйственный колледж, то да. Но известно ли тебе. Кип, что до сорока процентов студентов вылетают после первого курса? - Я не вылечу! - Может, и не вылетишь. Но я думаю, что ты все же вылетишь, если возьмешься за что-нибудь серьезное - инженерное дело, меди- цину или точные науки. Вылетишь, если вся твоя подготовка ограни- чится этим,- он показал рукой на программу. Я даже возмутился. - Но почему же, папа! У нас хорошая школа.- Я вспомнил все, что нам говорили на подготовительном.- Преподавание построено на самых современных, самых научных принципах, одобрено психологами и... - ... дает превосходную зарплату учителям, поднаторевшим в современной педагогике,- перебил меня отец.- Предметы изучения делают основной упор на практические жизненные проблемы с тем, чтобы ориентировать ребенка в мире демократического общественно- го устройства, подготовить его к испытаниям взрослой жизни в ус- ловиях нашей сложной современной культуры. Извини, сынок, я бесе- довал с мистером Хэнли. Мистер Хэнли искренний человек, и, чтобы достичь поставленных им благородных целей, мы тратим на обучение школьников гораздо больше, чем любой другой штат, за исключением Калифорнии и НьюЙорка. - Но что же в этом плохого? - Что такое "обособленное деепричастие"? Я не ответил. - Почему Ван Бюрен проиграл перевыборы? Чему равен корень кубический из восьмидесяти семи? О Ван Бюрене я помнил только, что был когдато такой прези- дент. Зато я смог ответить на следующий вопрос: - Чтобы узнать кубический корень, нужно посмотреть таблицу на задней странице учебника. Отец вздохнул. - Ты никак думаешь, что таблицу эту нам принес архангел с небес? - Он печально покачал головой.- Виноват, конечно, я, а не ты. Мне следовало подумать обо всем этом еще несколько лет назад, но я решил __ просто потому, что ты любишь читать, мастерить и быстро управляешься с цифрами,- что ты учишься и получаешь обра- зование. - А, по-твоему, разве нет? - По-моему, безусловно нет. Твоя школа - очень приятное мес- то времяпрепровождения, сынок, она хорошо оборудована, ею хорошо управляют, ее хорошо содержат. Конечно, она совсем не похожа на "джунгли с черными досками", отнюдь! Я думаю, что вы, ребятишки, ее любите. И есть с чего. Но вот это,- отец сердито хлопнул ла- донью по программе.- Халтура! Барахло! Профессиональная терапия для кретинов! Я не знал, что ответить. Отец замолчал, задумавшись. Потом сказал, наконец: - Закон гласит, что ты должен ходить в школу, пока тебе не исполнится восемнадцать лет или пока ты не получишь аттестат. - Да, сэр. - Учеба в твоей нынешней школе - пустая трата времени. Даже самый сложный курс в ней не заставит тебя напрячь мозги. Но нуж- но либо продолжать учиться здесь, либо куда-то уезжать. - Но ведь это очень дорого? - спросил я. На мой вопрос он и внимания не обратил. - Пансионы мне не по душе. Подросток должен жить в своей семье. И хотя, конечно, одна из этих закрытых школ в восточных штатах может дать тебе хорошую подготовку, вполне достаточную для поступления в Стенфорд, Йель или любой другой из лучших универси- тетов, ты наберешься там дурацких предрассудков - всего этого идиотизма насчет денег, положения в обществе и хорошего портного. Я их именно там и набрался, а потом потребовались годы, чтобы от них избавиться. Мы с твоей матерью не случайно решили, что ты проведешь детство в маленьком городке. Итак, остаешься здесь, в этой школе. Мне сразу полегчало. - Тем не менее, ты собираешься поступать в колледж. Есть у те- бя намерение получить профессию? Или ты предпочтешь ускоренный курс по изготовлению изысканных декоративных свечей? Вот что, сын, твоя жизнь - это твоя жизнь, и ты волен делать с ней все, что пожелаешь. Но если ты подумываешь о хорошем университете и серьезной профессии, мы должны тщательно обмозговать, как с наи- большей пользой употребить оставшиеся тебе три года. - Ну, папа, я, конечно, хочу в хороший... - Тогда приходи, когда все как следует проанализируешь. Спо- койной ночи. Анализировал я целую неделю. И начал понимать, что отец прав. Все эти наши программы - "жизнь в семье" и прочее - просто чепу- ха. Да что могут знать дети о том, как строить жизнь семьи? И что может об этом знать наша мисс Фингли, незамужняя и бездетная? Наш класс постановил единогласно, что каждому ребенку должны быть предоставлены отдельная комната и денежное содержание, "чтобы он мог научиться распоряжаться деньгами". Здорово придумано, конеч- но, но как быть семье Квинланов? Если у них пять комнат на де- вять детей? Нет, хватит дурака валять. Коммерческая арифметика была не то чтобы глупой, но бесполез- ной тратой времени. Весь учебник я прочитал за первую неделю, а потом просто скучал. Отец переключил мое внимание на занятия алгеброй, испанским, общими науками, английской грамматикой и стилистикой. От прежней программы остался лишь спорт. Особенно подтягиваться мне не приш- лось - в нашей школе и в этих предметах было много воды. Тем не менее, я приналег на учебу, потому что отец подкинул мне гору книг и сказал: - Вот чем тебе пришлось бы заниматься, учись ты в нор- мальной школе, а не в детском саду для переростков. Если усвоишь то, что здесь написано, то, может, и выдержишь приемные экзамены. После этого он оставил меня в покое. Он и вправду считал, что выбор только за мной. Поначалу я закопался - книги казались труд- ными, не то, что облегченная жвачка, которую нам давали в школе. Если кто думает, что самостоятельно учить латынь - дело лег- кое, пусть попробует сам. Я пал духом и чуть было не сдался, но потом разозлился и на- чал вгрызаться в учебу. Некоторое время спустя я заметил, что за- нятия латынью облегчают изучение испанского и наоборот. Когда мисс Хернандес, наша "испанка", узнала, что я изучаю латынь, она начала заниматься со мной. Я не только прочел всего Виргилия, я стал говорить по-испански, как мексиканец. Курс математики, предлагаемый нашей школой, ограничивался ал- геброй и плоскостной геометрией. Я самостоятельно приступил к усиленному изучению этих предметов и тригонометрии и, конечно, вполне мог бы ограничиться уровнем, потребным для сдачи вступи- тельных экзаменов, но математика хуже семечек. Аналитическая геометрия кажется сплошной абракадаброй, пока не начнешь в ней разбираться. Но потом, если знаешь алгебру, ты вдруг прозреваешь и не можешь оторваться от книги, пока не прог- лотишь последний лист. Одно удовольствие! Пришлось мне коснуться и исчислений, а заинтересовавшись элек- троникой, я почувствовал необходимость векторного анализа. Из всех точных наук наша школа предлагала только "общий курс", и та- кой он был общий, что дальше некуда. Где-то на уровне воскресно- го приложения. Но когда вчитываешься в химию и физику, появляет- ся сильное желание попробовать все своими руками. Сарай был от- дан в полное мое распоряжение, и я оборудовал в нем химическую лабораторию, темную комнату, верстак для электроники и, на неко- торое время, радиостанцию. Мама, правда, немножко понервничала, когда однажды от взрыва вылетели стекла и сарай загорелся - да и пожар-то был пустяковый,- но папа отнесся к происшествию спокой- но. Он всего лишь предложил мне впредь не делать взрывчатку в до- мике из сборных щитов. Когда, учась в выпускном классе, я решил сдать экзамены по вступительной программе, я их сдал. --------------- Р.Хайнлайн ("Будет скафандр, будут и путешествия")
 ,,,//  ///////
<<<=====ВПЕРЕД
 ```\\
 \\\\\\\