Во 2-й части 3-й главы книги Р.С.Овинникова "Уолл-стрит и внешняя политика"(1980) показана связь между образованием в США и финансовыми империями(зависимость ВУЗов от фондов, переплетение аппаратов фондов и ВУЗов и т.д.)


Глава III. Аппарат проведения.

2. Фабрики идей.

    Стратегия и тактика финансовой олигархии США в отношении высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, несомненно, заслуживает отдельного раздела в исследовании о воздействии этого комплекса на национальную политику, в том числе внешнюю.
    Через институт "благотворительных" фондов фондов финансовая олигархия издавна взяла прицел на подчинение своим интересам высших учебных заведений страны. В 1913 году все расходы федерального правительства США на образование составляли 5 млн. долл. В том же году "дары" одной Корпорации Карнеги, существенная часть которых шла как раз на эти цели, составили 5,6 млн. долл. В 20-х годах взносы Корпорации Карнеги и рокфеллеровского Управления по общему образованию составляли все еще солидную сумму - 20% поступлений всех американских университетов и колледжей. Однако, к 70-м годам доля всех "филантропических" фондов в расходах на образование (к тому времени взятых на себя правительством США через бюджетные ассигнования) упала до 5%. Казалось бы, тем самым эра доминирования фондов США в системе образования безвозвратно закончилась. На деле же подобное заключение преждевременно.
    Прежде всего из всех ступеней образования "благотворительные" фонды США предпочитают опекать высшую. Для них университеты остаются одним из основных направлений ассигнований - на это сейчас идет около 1/з всех "даров". Еще более важным является то, обстоятельство, что фонды стремятся не распылять свои субсидии на эти цели. Наоборот, они концентрируют их в сравнительно ограниченном кругу американских университетов. Уже в 20-х годах тогдашний президент Корпорации Карнеги Г.Притчет составил "Признанный список" колледжей и университетов, на которые было обращено особое внимание данного фонда. К кануну второй мировой войны Корпорация Карнеги и фонды Рокфеллеров превратились уже в доминирующую силу в основных университетах США.
    Известно, что и сегодня 2/3 всех вложения "Филантропических" фондов в институты высшего образования США сосредоточены всего в 20 университетах. Концентрация "даров" фондов Каринеги-Моргана, Рокфеллеров и Форда носит еще более ярко выраженный характер.
    По подсчетам С.В.Воронина, в 1965-1971 годах "дары", предоставленные фондами Форда, Рокфеллера и Карнеги 11 ведущим американским университетам, составили 351 млн. долл. При этом половина (49,7%) из них приходилась всего на три университета - Колумбийский, Гарвардский и Чикагский(10). На этом стоит остановиться подробнее.
    Причин для пристального внимания ведущих филантропических фондов к американским университетам было несколько. Прежде всего это стремление финансовых магнатов поставить под свой контроль идеологическое воспитание молодежи. Но кроме этой общей социальной цели у них была и конкретная политическая задача. Как справедливо отмечается в одном уже упоминавшемся советском исследований, фонды "отдают себе отчет в том, что университеты и колледжи - это кузница кадров специалистов, от социальной позиции которых во многом зависит эффективность капиталистической системы"(11). То есть, готовя специалистов, фонды обеспечивают себя и проверенными кадрами для проведения своих интересов через правительственный аппарат, в том числе в области внешней политики.
    Наконец, субсидируя научные исследования на кафедрах университетов, фонды первыми получают информацию о назревающих социальных и политических тенденциях и проблемах, о наиболее действенных рецептах их решения. Конкурентные ЦФК силы, прежде всего из числа техасских аутсайдеров, давно и четко осознали, что в этом кроется одна из причин могущества фондов. Они понимают, что сегодняшняя точка зрения профессуры завтра мижет превратиться во мнение широких кругов интеллигенции, а послезавтра стать правительственной политикой или основой законодательства.
    Теперь посмотрим, как университеты США подпадали под неусыпное внимание тройки фондов-глобалистов. Пожалуй, первым в этом ряду (с точки зрения хронологической) должен быть назван Чикагский университет. Вложенные в него Джоном Рокфеллером I в 1891-1893 годах 35 млн. долл. быстро превратили этот университет из третьеразрядного высшего учебного заведения в перворазрядное. Впрочем, до поры до времени Рокфеллеры все же уступали фондам Карнеги по широте охвата ключевых университетов США. В 1911-1941 годах, например, Корпорация Карнеги, предоставившая тому же Чикагскому университету 1,8 млн. долл., дала также крупные субсидии Колумбийскому университету в Нью-Йорке (2,9 млн. долл.), Стэнфордскому университету в Калифорнии (1,8 млн. долл.), Гарвардскому университету близ Бостона (1,4 млн. долл.).
    После этого последовала, однако, уже известная нам "передача эстафеты" от фондов Карнеги к фондам Рокфеллеров, включая и функцию "подкармливания" университетов. Фонд Рокфеллера, а также два других, впоследствии поглощенных им рокфеллеровских фонда (Управление по общему образованию и Мемориальный фонд Лауры Спеллман-Рокфеллер) особо облюбовали Колумбийский университет, поставив его на "регулярное довольствие". Рокфеллеры вложили также крупные средства в финансирование ряда факультетов Принстонского университета в штате Пенсильвания. С начала 50-х годов для американских университетов началась эра нового "благоделтеля" - Фонда Форда. Повышение внимания последнего к субсидированию внешнеполитических программ и исследований бросалось в глаза. В 1954 году фонд Форда выделил 5 млн. долл. на проведфие исследований ряда международно-правовых проблем по заданным им направлениям на юридических факультетах Гарвардского, Колумбийского, Стэнфордского, Калифорнийского и Мичиганского университетов. Но это было лишь начало. В 1961 году фонд Форда ассигновал на международные исследования в основном в этих же университетах, уже 42 млн. долл.
    Однако особым вниманием фонда Форда в области международных и более широких социальных исследований пользуется Гарвардский университет. Гарвардская школа бизнеса при этом университете уже в 1954 году получила от него 2 млн. долл. Фонд Форда взял на себя у Корпорации Карнеги основное бремя финансирования Русского научно-исследовательского центра в Гарварде. Он предоставляет значительные средства Политическому институту и Школе имени Дж.Кеннеди по изучению правительственных проблем. С 1964 года в Гарвардской шкоде бизнеса на средства фонда Форда осуществляется Проект "Многонациональное предприятие" - исследование с помощью ЭВМ проблем, встающих перед транснациональными монополиями США и других капиталистических стран. Перейдем к рассмотрению совместной деятельности триумвирата фондов после второй мировой войнй в том, что касается использования американских университетов для разработки и насаждения внешнеполитической линии ЦФК. Сделать, это помогает, в частности, вышедшее в 1965 году в США исследование Дж.Лайона и Л. Мортона "Школы стратегии. Образование и научные исследования в вопросах национальной безопасности".
    Легко убедиться в том, что усилиями тройки было вызвано две волны в создании при ведущих американских университетах специализированных внешнеполитических научно-исследовательских центров. Первая такого роде волна охватила 1950-1952 годы. Она началась с учреждения в Чикагском университете центра по изучению внешней политики США. Деньги на его содержание дали Корпорация Карнеги, Фонд Рокфеллера и Фонд Форда. В 1961 году основанный еще до второй мировой войны при Йельском университете центр международных исследований был передан Принстонскому университету, где он был радикально перестроен и расширен на средства тех же фондов. В том же году центр международных исследований был организован при Массачусегским технологическом институте. Он содержался на "дары" фондов Рокфеллера и Форда. Наконец, в 1952 году на деньги Корпорация Карнеги был создан Институт исследований проблем войны и мира при Колумбийском университете, взятый впоследствии на дотацию и Фондом Рокфеллера.
    В 1957-1960 годах, после пятилетнего перерыва, прокатилась новая волна создания фондами тройки подопечных научно-исследовательских центров по внешнеполитическим проблемам при важнейших американских университетах. Фонд Форда финансировал создание при Гарвардском университете центра по международным проблемам, а также программу оборонных исследований, к субсидированию которой присоединилась и Корпорация Карнеги. Специфической целью последней из упомянутых программ была подготовка учебных материалов и "руководств" для всех других университетов США, которые пожелали бы в дальнейшем создать какие-либо курсы по политике в области обороны. 3атем на деньги Фонда Рокфеллера при Гарвардском университете была создана дополнительная программа научных исследований. Фонды опекали в это время создание научно-исследовательских внешнеполитических центров при других американских университетах. Так, в 1957 году был создан вашингтонский центр научных исследовании в области внешней политики, поставленный на ноги Фондом Рокфеллера и поддержанный Фондом Форда и Корпорацией Карнеги. В 1959 году Корпорация Карнеги помогла учреждению центра по исследованию проблем конфликтов при Мичиганском университете. Особая роль фондов Карнеги-Морганов, Рокфеллеров и Форда в деле создания при американских университетах центров по разработке внешнеполитических альтернатив заведомо бросалась в глаза. Очевидны были, разумеется, и последствия. Дж. Лайонс и Л. Мортон писали об этом следующее: "Крупным источником поддержки для центров и институтов, баэировавшихся при университетах, были часгиме фонды... Зависимость от внешних средств, будь то средства фондов или Правительства, вызывает у колледжей и университетов острое соперничество по поводу даров и передает контроль над общими направлениями научных исследований в руки небольшой группы чиновников фондов или правительственных чиновников... Они (фонды - Р.О.) консультируют друг друга, чтобы избежать путаницы и дублирования"(12).
    В целом же триумвират фондов надежно прибрал к рукам основные направления внешнеполитических исследований в академическом мире и получил возможность пользоваться выводами этих исследований и корректировать их и случае необходимости. "Дары" фондов превратились в надежный рычаг контроля над всей деятельностью американских университетов. В одной из работ, опубликованных в США два десятилетия назад, говорилось в этой связи следующее: "Дары фондов стали настолько важным источником поддержки, что президенты колледжей и университетов зачастую не могут позволить себе игнорировать мнение и пожелания чиновников, распределяющих блага фондов... Они обычно не осмеливаются отказаться от дара, насколько бы несовместимым он ни был с их политикой"(13).
    Для воздействия на руководство университетов и колледжей фонды применяют ту же тактику, что и в отношении других получателей их "даров". Деньги выдаются не сразу, а по частям. Результатом, как пишет Ф.Ландберг является следующая ситуация: "Делая каждый год серийные подарки с доходов вечного главного фонда, донор может постоянно держать потенциальных получателей на положении своры голодных собак, ожидающих очередной подачки. При такой постановке дела организации-получатели едва ли будут высказывать нежелательные социально-экономические или политико-экономические идеи. Более вероятно, что они будут достаточно осторожны и ограничатся высказыванием только безупречно разумных идей, какие можно услышать в высших клубах"(14). Известны близкие по смыслу признания самих руководителей высших учебных заведений США. Так, президент одного из колледжей, говоря о могуществе Джеймса Армси - чиновника Фонда Форда, ведавшего раздачей "даров" колледжам, заявил: "Многие из нас пробежали бы голыми по Пятой авеню (наиболее фешенебельная улица Нью-Йорка - Р. О.), если бы Джеймс Армси сказал, что это поможет получить один из его даров"(15).
    Существует и другая сторона этой политики. Известен случай, когда Фонд братьев Рокфеллеров выдал одному из университетов деньги на проект с четкой инструкцией, на какие цели они должны быть истрачены. Однако конкретное лицо, которому это было поручено, не только не последовало инструкции, но и стао проявлять самостоятельность. По приказу фонда этот человек был уволен еще до того, как были истрачены деньги. И, разумеется, верхом цинизма является "дар", выданный Фондом Рокфеллера весной 1976 года некоему Э. Ладду из Коннектикутского университета. Деньги были даны ему для проведения исследования "идеологической ориентации" профессуры американских высших учебных заведений. Это была, так сказать, "оптовая проверка" лояльности ученых.
    Зато те лица, которые безропотно отрабатывают подачки фондов и выдают нужные результаты, могут рассчитывать на продвижение. Макс Мэйсон, назначенный в 1929 году президентом Фонда Рокфеллера, прошел предварительную апробацию в качестве президента Чикагского университета. О связях этого учебного заведения с Рокфеллерами мы уже говорили. Преемник Мэйсона на посту руководителя Чикагского университета Роберт Хатчинз после окончания своей длительной карьеры (1929-1951 гг.) перешел в Фонд Форда. Ставший в 1951 году президентом Фонда Форда Поль Гофман, глава автомобильной компании "Студебеккер", перед этим был попечителем того же Чикагского университета. Макджордж Банди, в свою очередь, перешел в 1936 году в президенты Фонда Форда с поста декана Гарвардского колледжа.
    И наоборот, фонды насаждают своих людей в руководстве университетов. Дж. Перкинс, в 1955-1965 годах являвшийся главным помощником президента Корпорацин Карнегн Джона Гарднера, стал президентом Корнелльского университета. Бывший руководящий работник компании "Форд мотор" А. Миллер является деканом факультета бизнеса Стэнфордского университета. Преемник Гарднера на посту президента Корпорации Карнеги А. Пайфер откровенно признавал, что он часто выносил рекомендации о том, кто именно должен стать президентом или деканом колледжа. В середине 60-х годов 1/3 попечителей 12 крупнейших "благотворительных" фондов США, то есть прежде всего фондов тройки, одновременно занимали посты президентов американских университетов либо входили в состав совета попечителей этих университетов.
    Итак, значительная часть высших учебных заведений США превращена в заповедник фондов, и прежде всего тройки. Университеты и колледжи на протяжении многих лет надежно обеспечивают фондам Карнеги-Морганов, Рокфеллеров и Форда (и через них верхушке финансовой олигархии в целом) контроль над постановкой и направлением высшего образования и социального воспитания в стране. Но с течением времени одного этого стало недостаточно.
    Развитие науки и техники постепенно превращало науку в силу, непосредственно двигающую производство. Ее применение к анализу тенденций общества, эволюции в расстановке классовых сил, к экстраполированию возможного развития событий на международной арене открывало новые горизонты и во внешней политике. Оставить последние без контроля американская финансовая олигархия не могла. Вначале функции обслуживания финансовой олигархии в новых условиях выполняли научные исследования, проводимые кафедрами университетов и колледжей. Однако прогрессировавшее отпочкование научно-исследовательского направления в науке в специализированные институты делало их, а не университетские кафедры, главным средоточием новых возможностей научного поиска. Соответственно претерпела изменение и тактика финансовой олигархии. Теперь требовалось задать нужное направление работам научно-исследовательского характера, поставить под контроль важнейшие специализированные институты в этой области.
    На первом этапе эту задачу были призваны выполнить созданные триумвиратом фондов собственные координационные центры в общественных науках. В начале 50-х годов уже функционировал целый;ряд организаций этого типа: это фонд по изучению поведения людей, Совет по научным исследованиям в области социальных наук, Американский совет по вопросам образования, Американский совет научных обществ и др. Все они находились под надежным контролем, триумвиратом фондов Карнеги-Морганов, Рокфеллеров и Фордов и твердой рукой задавать направления развитию исследований в области социальных наук. Совет по научным исследованиям в области социальных наук (СНИСН) был создан по инициативе доктора Мемориального фонда Лауры Спеллман-Рокфеллер Б. Румла и главы отделения политических наук Чикагского университета Ч.Мерриама. Его учреждение значительно расширило влияние Рокфеллеров в академическом мире. К началу 50-х годов СНИСН получил 2 млн.долл. от Корпорации Карнеги, 4 млн. долл. от Мемориального фонда Лауры Спеллман-Рокфеллер и 8,5 млн.долл. от Фонда Рокфеллера. Кроме того, его субсидировали и многие другие члены триумвирата фондов, включая Фонд Форда. По мнению некоторых авторов, СНИСН стал "величайшей силой в области социальных научных исследований", превратившись в важный элемент "концентрации мощи в социальных науках".
    Судя по заявлениям, содержавшимся в некоторых публичных изданиях СНИСН, он и сам считал себя "ценральным агентством по обеспечению единства усилий в решении социальных проблем", организацией "для обмена информацией, планирования и других функций сотрудничества" в деле социальных исследований.
    Учреждение Американского совета по вопросам образования (АСО) ставило задачу прибрать к рукам научные исследования в области общественных наук, ведущиеся не только на частные пожертвования, но и на субсидии правительства. Это была качественно новая заявка со стороны фондов. В одном из изданий АСО прямо говорилось, что он действует "в качестве агентства связи между общеобразовательными учреждениями страны и федеральным правительством". Отмечалось также, что он "взял на себя много значительных проектов по просьбе руководства армии и военно-морского флота, а также государственного департамента и других правительственных ведомств". В 1952 году АСО создал специальный Комитет по политике в области научно-исследовательских работ. Его нацеленность, по оценке самого АСО, состояла в том, чтобы "оценивать субсидируемые исследования с точки зрения федеральных агентств, промышленности и фондов, предоставляющих средства, а также их влияние на институты, проводящие эти исследования. Последний аспект включает в себя определение даров среди таких институтов и концентрацию исследований в одних областях за счет других... Цель данного комитета... состоит в том, чтобы попытаться сформулировать" политику на национальном уровне, основанную на отношениях сотрудничества" (17).
    Наконец, в следующем, 1953 году, фонды добились того, что в кабинете Д. Эйзенхауэра было создано новое министерство - здравоохранения, образования и социального обеспечения. Оно было призвано официально координировать идеологическую и научно-исследовательскую работу в США. Рекомендация на этот счет была сделана Эйзенхауэру Конеультативным комитетом по вопросам организации правительства, который он создал через неделю после своего вступления на пост президента США. Возглавлял этот комитет Нельсон Рокфеллер. Тот же Н. Рокфеллер стал и первым заместителем министра в рекомендованном им новом министерстве. Впоследствии, уже в администрации президента Л. Джонсона, непосредственно главой этого ведомства стал Джон Гарднер. Он пересел на этот пост из кресла президента Корпорации Карнеги. Таким образом, ЦФК и его главное политическое орудие - созвездие "благотворительных" фондов - с самого начала ставили новое министерство на прокатанные рельсы. Создав, таким образом, с помощью координационных советов и особого министерства центральный пункт контроля за направлениями научно-исследовательских работ в области общественных наук, фонды этим не ограничились. Ими была создана и собственная сеть непосредственно подчиненных им специализированных научно-исследовательских институтов.
    Особую активность развил располагавший наибольшими средствами Фонд Форда. Богатая информация на этот счет содержится в вышедшей в США книге Поля Диксона "Резервуары мыслей"(18). Первой заявкой Фонда Форда на создание подопечных научно-исследовательских учреждений была его ключевая роль в преобразовании в 1948 году фирмы РЭНД (ранее эта фирма была фактически филиалом авиационной компании "Дуглас эркрафт"). Предоставленная тогда РЭНД Фондом Форда сумма в 1 млн. долл. явилась началом ее независимости от компании "Дуглас эркрафт" и первым шагом к подчинению тройке фондов. В составе попечителей РЭНД прочно осели представители самого Фонда Форда и его дочерних организаций, Фонда Рокфеллера, Корпорации Карнеги, Фонда Карнеги для международного мира н др. Показателем врастания РЭНД в систему ЦФК является и тот факт, что почти половина попечителей РЭНД традиционно являются членами СМО.
    Выполняя в основном заказы Пентагона, РЭНД таким образом обеспечивает должную ориентацию военных ведомств США. Вместе с тем она не забывает и своих "благодетелей", реализуя непосредственные научно-исследовательские задания Фонда Форда и Корпорации Карнеги. В числе "гражданской" продукции РЭНД можно назвать такие, например, исследования: подготовительные материалы к поездке Н. Рокфеллера в Латинскую Америку в качестве специального представителя Никсона (1969 г.), серию исследований по ряду внешненеполитических проблем для советника президента по вопросам национальной безопасности Киссинджера (1970 г.), возможные варианты решения ближневосточного кризиса - по специальному заказу Фонда Форда (в 1971-1972 и в 1975 гг.). В массе исследований, проводимых РЭНД, встречаются, разумеется, и курьезы, например выполненная пп заказу Пентагона работа "Воздействие на коммунистов при помощи музыки".
    В 1956 году на средства Фонда Форда (500 тыс. долл.) для обслуживания Пентагона был создан (вначале как отделение РЭНД) Институт оборонного анализа, получивший кадры из Чикагсукого, Колумбийского, Принстонского, Стэнфордского и других университетов, находящихся под эгидой фондов. В 1959 году на средсва фордовского Фонда республики в Калифорнии был учрежден Центр для изучения демократических институтов, задачей которого является изучение социальных и политических тенденций внутри США. Такова же специализация созданного и финансируемого Фондом Форда Института политических исследований. Фактический сателлит последнего - Кэмбриджский институт - финансируется кроме Фонда Форда также Корпорацией Карнеги и Фондом братьев Рокфеллеров.
    Список этих фактических дочерних компаний тройки фондов в области научно-исследовательских учреждений можно было бы продолжить. Но здесь полезнее остановиться на особой организации в мире этих научных учреждений - на Институте Брукингса в Вашингтоне. Роль его в разработке и планировании политики США, и прежде всего именно внешней политики, является едва ли не самой выдающейся.
    Институт Брукингса был образован в 1927 году путем слияния трех самостоятельных научно-исследовательских учреждений: первым был созданный в 1916 году на средства Рокфеллеров Институт прявительственных исследований, вторым - образованный в 1922 году Корпорацией Карнеги Институт экономики, третьим - организованный в 1924 году бизнесменом Робертом Брукингсом Институт для подготовки аспирантов по экомическим проблемам и вопросам правительственной политики. Для социальных взглядов Р. Брукингса была характерна вера в то, что с помощью совершенствования техники управления можно отвратить США от "опасностей" социализма и коммунизма. Он также считал, что рост благосостояния населения ни в коем случае не должен достигаться за счет перераспределения доходов между различными слоями общества(19). Имея таких основателей, Институт Брукингса не мог быть не чем иным, как орудием проведения их классовых интересов. К тому же "вливания" фондов в него продолжались на систематической основе. В целом Институт Брукингса и его предшественники за тридцать с небольшим лет (1921-1952 гг.) получили от фондов Карнеги и Рокфеллеров 7,6 млн. долл. В 1954 году к ним присоединился Фонд Форда, выделивший Институту в виде единовременного "дара" сразу 1 млн. долл.(всего с тех пор Фонд Форда вложил в Институт Брукингса 10 млн. долл.).
    Именно с этого времени начался настоящий расцвет деятельности и влияния Института Брукингса, который продолжал оставаться регулярным получателем средств триумвирата. Соответственно произошло сращивание его руководства с другими делающими политику органами финансовой олигархии. В составе попечителей Института Брукингса в середине 70-х годов числилось десять членов СМО и восемь членов КЭР. В последние годы совет попечителей Института возглавлял один из попечитфхей Фонда Рокфеллера Роберт Руза. В его состав входят бывший председатель Фонда Рокфеллера Д. Диллон и бывший председатель компании "Форд мотор" Р. Макнамара - иначе говоря, перворазрядные представители ЦФК.
    Специальностью Института Брукингса является наравлемие деятельности бюджетно-финансовых правительственных органов. При Трумэне главой Экономического совета при президенте был вице-президент Института Брукингса Э.Нурс. в 60-х годах президент института К. Гордон и один из руководящих деятелей института Ч. Шульце возглавляли правительственное Бюджетное бюро при президентах Кеннеди и Джонсоне. Главой Экономического Совета при Никсоне был также сотрудник Института Брукингса Г. Стейн, а при Картере - вновь Ч. Шульце. С 1969 года Институт Брукингса, по инициативе того же Гордона, организовал публикацию ежегодных исследований, анализирующих бюджетные проблемы федерального правительства. По существу это была форма подсказывания правительственным чиновникам направлений решения тех или иных конкретных вопросов. Итак, можно без колебаний сказать, что после второй мировой войны бюджетно-экономическая политика всех президентов США направлялась Институтом Брукингса.
    Попытка конгресса США в 1975 году создать собственный бюджетный отдел, с тем чтобы иметь независимое мнение о правительственных расходах, закончилась однозначно. Главой штата сотрудников этого отдела стала старший экономист Института Брукингса А.Ривлин. В отделе пристроился и еще один сотрудник института - Р. Рейсшауэр. Третий сотрудник, Н.Титерз, стала старшим экономистом бюджетного комитета палаты представителей США.
    Важно учитывать, что, специализируясь на бюджете США, Институт Брукингса вовсе не ограничивается разработкой технической стороны дела. Бюджет охватывает все стороны деятельности правительства США, и это дает институту возможности выносить рекомендации по существу по всем основным направлениям государственной политики.
    Наглядным свидетельством этого является подготовленный Институтом Брукингса на средства Фонда Форда и Корпорации Карнеги и опубликованный в середине 1976 года седьмой ежегодник анализа бюджетных проблем США. Как по своему явно программному названию ("Установление национальных приоритетов. Следующие десять лет"), так и по содержанию этот сборник представлял собой, под видом бюджетных рекомендаций, чуть ли не прямую инструкцию новой администрации США по основным внешнеполитическим и внутриполитическим проблемам. Один из двух редакторов этого тома - уже известный нам Ч. Шульце - долго примерялся Дж. Картером на важнейшие посты в своей администрации (министра обороны, министра финансов, государственного секретаря) и, наконец, был назначен главой Экономического совета при президенте. Другой редактор, Г. Оуэн (он же директор отдела внешнеполитических исследований в Институте Брукингса), планировался вначале на пост заместителя министра обороны США по политическим вопросам, а затем был назначен специальным советником президента по экономическим вопросам. Впрочем, это только один из показателей влияния института на формирование всей, в том числе внешней, политики США.
    Прежде чем подводить итог суммарным позициям триумвирата фондов в американских академических кругах, следует сделать одну оговорку. Очерченный выше круг университетов и научно-исследовательских институтов, особо облюбованных тройкой для разработки и обслуживания своей линии в области внешней политики, в последние три десятилетия выглядел в целом довольно стабильным. Дело, конечно, не в слепой приверженности фондов однажды набранным "любимчикам", а скорее в том, что раз отобранная профессура в общем справлялась с обслуживанием запросов комплекса. Однако факты говорят и о том, что в целом фонды держат открытыми и другие возможности.
    Газета "Нью-Йорк тайме" отмечала весной 1978 года, что массовая "утечка специалистов" из Института Брукингса и Фонда Карнеги в администрацию Картера не просто истощила силы этих двух "мозговых центров". Утечка породила надежды и создала перспективы для других на заполнение образовавшегося таким образом "вакуума". По оценке "Нью-Йорк таймс", на лидирующую роль в республиканском "внешнеполитическом контристэблишменте", критикующем действия Белого дома в области международной политики и ждущем возможности приобщиться к атрибутам власти, стал явно претендовать центр стратегических и международных исследований Джорджтаунского университета в Вашингтоне.
    Активизация указанного центра Джорджтаунского университета действительно налицо. Не менее известно его широко рекламируемое открыто "ястребиное" кредо в области внешней политики. Но глубоко ошибся бы тот, кто стал бы делать вывод о том, что данный центр "толкает" ЦФК к более агрессивной политике или что признанные ставленники комплекса в академическом мире списываются теперь за ненадобностью. Речь идет скорее о том, что финансовая олигархия США решила пустить в оборот и проверить ценность идей еще одного "резервуара мыслей". О его достаточной благонадежности свидетельствует тот факт, что и этот центр, по свидетельству "Нью-Йорк таймс", существует в значительной степени "благодаря щедрости частных фондов". С другой стороны, ведущей фигурой центра стратегических и международных исследований Джорджтаунского университета является не кто иной, как Генри Киссинджер, бывший государственный секретарь США. Хотя он не вернулся в Колумбийский университет, с ним осталось благорасположение соответствующих доноров, являющихся патронами и Джорджтаунского университета. Круг вновь замыкается. Центральный финансовый комплекс вездесущ.
    В целом воздействие фондов Карнеги - Морганов, Рокфеллеров и Форда на политику США через такой эффективный канал, как огромная сеть созданных ими научно-исследовательских центров, непрерывно консультирующих правительство, далеко превосходит возможное воздействие других монополистических групп через подобные организации. Это особенно касается области внешней политики, и прежде всего центров, специализирующихся на исследований международных отношений. В рядах этих центров заведомо доминирующие позиции тройки несомненны - она финансирует 3/4 подобных центров.
    Таким образом, еще на одном важном направлении формирования внешней политики США - в подготовке научных рекомендаций - проглядываются почти монопольные позиции ЦФК.

Сведения о книге + оглавление.
Примечания к 3-й главе.


Там же:

1. Оперативный центр. - Совет по международным отношениям(СМО) США, его история, персоналии, источники финансового и идеологического влияния на его деятельность, его работа и пр.

3. Юрисконсульты и менеджеры. - участие частных фирм(юридических, управленческих) в гос.управлении США, их влияние на формирование политики(в том числе внешней).


    ,,,//                     ///////
<<<=====ВПЕРЕД
    ```\\                    \\\\\\\

Rambler's Top100