В 3-й части 3-й главы книги Р.С.Овинникова "Уолл-стрит и внешняя политика"(1980) рассказывается об участии частных фирм(юридических, управленческих) в гос.управлении США, их влияние на формирование политики(в том числе внешней).


Глава III. Аппарат проведения.

3. Юрисконсульты и менеджеры.

    Разрастание государственного аппарата, характерное для ступени государственно-монополистического капитализм, вызвало значительное усложнение функций управления. Последние по необходимости превращались в поле деятельности подготовленных и тренированных специалистов. В области государственного управления появились такие же наемные менеджеры-профессионалы, какие взяли на себя технику управления компаниями.
    Это отнюдь не привело к обособлению правительственных чиновников от частных фирм. Наоборот, непременными консультантами при правительстве США, подсказывающими управленческую специфику, стали прежде всего две категории частных компаний - юридические фирмы и так называемые управленческие фирмы (management firms). Однако с течением времени становилось все более ясным, что под видом необходимого "технического консультирования" финансовая олигархия создала еще одно орудие поддержания своего контроля над деятельностью государственного аппарата. Не была исключением в этом отношении и внешнеполитическая сфера.
    Рассмотрим сначала функционирование крупнейших юридических фирм США. Основная масса этих фирм сосредоточена в Нью-Йорке, где они обслуживают многогранные потребности Уолл-стрита, и в Вашингтоне, где сконцентрированы правительственные ведомства. При этом вашингтонские фирмы нередко являются лишь конторами материнских нью-йоркских фирм. В свою очередь, нью-йоркские учреждения, не имеющие таких контор, высылают своих юристов в столицу ежедневными рейсами авиалиний. Связь между Нью-Йорком и Вашингтоном поддерживается, таким образом, на повседневной основе. "Нью-йоркские и вашингтонские юристы, - писал американский историк Т. Уайт, - ...являются повивальными бабками решения важнейших государственных, национальных и промышленных проблем"(20). Показателем этой роли юристов в политической жизни США является тот факт, что юристам по образованию или первоначальному занятию являются 2/5 всех чиновников госдепартамента, половина губернаторов штатов и членов палаты представителей, 2/3 президентов и сенаторов США.
    Первоначальная причина могущества юридических фирм - это обслуживание ими ключевых потребностей крупнейших финансовых и промышленных корпораций. Они представляют и защищают интересы корпораций во взаимоотношениях по разным направлениям - друг с другом, с правительством, с зарубежными агентами. Как часть этой общей функции юридических фирм выступает и обслуживание ими международных интересов американских корпораций и банков.
    Среди самих юридических фирм имеет место определенное разделение труда. Одни фирмы (обычно вашингтонские) консультируют преимущественно администрации демократической партии. Другие (в основном нью-йоркские) фирмы больше тяготеют к республиканским правительствам. Ряд фирм вполне готов выступать в роли слуги двух господ.
    Пожалуй, одной из наиболее известных является вашингтонская юридическая фирма "Ковингтон энд Берлинг". Она была создана в 1919 году, но расцвела лишь после второй мировой войны. В 1949 году в ней было занято 56 юристов, а в 1978 году - уже 185. Это - одна из наиболее аристократических компаний в своей области с точки зрения "солидности" обслуживаемых ею корпораций. На нее приходится 1/5 крупнейших 200 промышленных компаний США, 7 из 15 ведущих компаний-подрядчиков Пентагона. В их числе такие гиганты как автомобильная компания "Дженерал моторс", химическая - "Дюпон де Немур", "Америкэн телефон энд телеграф" и др. Характерен и тот факт, что большинство партнеров этой фирмы являются выпускниками юридической школы Гарвардского университета. Обратная сторона медали состоит в том, что по крайней мере шесть ведущих профессоров этой школы являются бывшими партнерами или служащими "Ковингтон энд Берлинг".
    Внешнеполитическая сфера является как будто довольно скромной частью операций "Ковингтон энд Берлинг", поглощая около 10% ее ресурсов. Впрочем, на деле роль фирмы в тех или иных реальных международных событиях являлась и зачастую является не просто активной, но и весьма весомой.
    "Ковингтон энд Берлинг", в частности, выступила одним из главных застрельщиков разжигания "холодной войны" против Советского Союза и других социалистических стран. Ее юристы подталкивали и оформляли "жалобу Ирана" в 1946 году на Советский Союз в Совете Безопасности (она была снята Ираном из повестки дня Совета в 1977 г.). В эти же годы юристы фирмы взяли на себя подготовку антисоветских речей, с которыми выступали в Совете Безопасности представители Греции. При этом юристы не только писали речи. Они сидели в рядах греческой делегации, консультируя ее по ходу дела. Впоследствии "Ковингтон энд Берлинг" вела переговоры о компенсации американским владельцам сахарных заводов, национализированных на Кубе. Аналогичные услуги она оказала также акционерам компании "Серро", национализированной правительством Альенде в Чили.
    Однако прежде чем делать окончательный вывод о роли "Ковингтон энд Берлинг" в формулировании внешней политики правительства США, следует ознакомиться с ее более чем существенным вкладом в состав руководящих чиновников государственной администрации.
    Так, Дин Ачесон, являвшийся в 1921-1934 годах старшим партнером фирмы, ответственным за ее международные дела, в 1933 году был назначен заместителем министра финансов в правительстве США, в 1941-1945 годах являлся помощником, в 1945-1947 - заместителем государственного секретаря, а в 1949-1962 годах - государственным секретарем США. Промежутки между этими назначениями он заполнял работой в фирме, в которую вернулся окончательно в начале 1953 года, а также в составе совета попечителей. Зять Ачесона У.БЭНДИ, проработав три года в "Ковингтон энд Берлинг", с 1951 года ушел на службу в правительство - вначале в ЦРУ, затем в Пентагон и, наконец, в госдепартамент США. Он увенчал свою карьеру постом редактора журнала "Форин афферс". Можно привести и другие примеры.
    Особого упоминания заслуживает также вашингтонская юридическая фирма "Арнолд энд Портер", основанная в 1946 году. Несмотря на ее молодость, в последние годы от 2/3 до 3/4 ее партнеров и сотрудников уже представляли собой ветеранов правительственной службы. Одним из первых в рядах высокопоставленных правительственных чиновников оказался основатель фирмы Пол Портер. Он был специальным внешнеполитическим эмиссаром президента Трумэна. Одним из последних рекрутов фирмы в правительственные ряды является Джозеф Калифано, занимавший до середины 1979 года пост министра здравоохранения, образования и социального обеспечения в кабинете Дж. Картера.
    Довольно известной фирмой такого рода в Вашингтоне является также "Клиффорд, Уорнке, Глэс энд Макилуэйн". Первые два партнера ее начинали карьеру в "Ковингтон энд Берлннг".
    В целом вашингтонские юридические фирмы, как и вашингтонские филиалы нью-йоркских фирм, видимо, более тесно связаны с повседневной деятельностью правительства США, чем сами нью-йоркские фирмы этого плана. Соответственно они более оперативны в воздействии на федеральную администрацию.
    В то же время в плане возможности использовать преимущества непосредственной связи с основными средоточиями мощи ЦФК нью-йоркские фирмы, с их опорой на основные банки и финансовые компании, неизбежно играют более важную роль причем чем крупнее бизнес, тем более его руководство тяготеет к республиканской партии. Это закономерность, проверенная десятилетиями американской истории. Вот почему нью-йоркские юридические фирмы в основной своей массе обслуживают прежде всего республиканские админисстрации.
    Пожалуй, наиболее известной и влятельной из юридических фирм Нью-Йорка, в том что касается внешней политики, является "Крават, Свэйн эвд Мур". Ее штаб-квартира находится в здании, являющемся главной резиденцией рокфеллеровского "Чейз Манхэттэн бэнк". Фирма традиционно сотрудничает с Рокфеллерами, а также установила тесные связи с Генри Фордом II, став одним из наиболее рьяных адвокатов интересов контролируемой им автомобильной компании. Наконец, она связана общими партнерами с банком "Лазар бразерс" - еще одним членом ЦФК. Именно в "Крават, Свэйн энд Мур" начинал свою карьеру Джон Макклой - будущий председатель "Чейз Манхэттэн бэнк", глава СМО и председатель Фонда Форда. Другой юрист из "Крават, Свэйн энд Мур" - Карлайл Мо - в течение трех лет (1973-1976 гг.) находился на ведущих постах в государственном департаменте США. Сначала он был юридическим советником, а затем заместителем государственного секретаря по вопросам помощи и программе безопасности.
    Вашингтонское отделение фирмы выступает под вывеской номинально независимой компании "Уилмер, Катлер энд Пикеринг". Оно не менее известно, чем материнская фирма. Его наиболее впечатляющими клиентами являются, разумеется, фонды Рокфеллера и Форда, ряд субсидируемых последними университетов и такие промышленные компании, как "Дженерал моторс", ИБМ и др. И уже знакомый штрих - значительная часть(около 30%) всех юристов, используемых "Уилмер, Катлер энд Пикеринг", являются выходцами из Гарвардского университета (общее число юристов фирмы в Вашингтоне в 1978 году достигло 110 челвек). Один из партнеров "Уилмер, Катлер энд Пикеринг" Ллойд Катлер не только активно осуществлял целый ряд внешнеполитических миссий по поручению правительства США, но и неоднократно (в частности, в 1962 и в 1965 гг.) рассматривался в качестве серьезного кандидата на высшие посты в правительстве - как в государственном департаменте, так и в министерстве торговли США. Он стал советником президента в 1979 году. Бывший юрист "Уилмер, Катлер энд Пикеринг" Дина Симер стала главным юридическим советником министерства обороны США при Картере.
    О нью-йоркской юридической фирме "Салливэн энд Кромвелл" мы уже говорили кяк о компании, тесно связанной и с Рокфеллерами, и с группой "Марин Мидленд бэнк" и образующей по существу мост между этими двумя финансовыми группами. Что касается роли этой фирмы во внешней политике, то, по словам американского исследователя юридических фирм Дж. Гулдена, конец 20-х годов этого века в США "был эрой, когда можно было серьезно доказать, что "Салливэн энд Кромвелл" затмил государственный департамент в проведении внешней политики Соединенных Штатов"(21).
    Новый взлет фйрмы пришелся на 1953-1958 годы, когда ее партнер Джон Фостер Даллес руководил внешнеполитическим ведомством США.
    Характерной чертой "Салливэн энд Кромвелл" было то, что она никогда не проводила жесткой грани между республиканской и демократической партиями США. В 1949 году один из ее партнеров, Эдвард Миллер, стал помощником государственного секретаря США по межамериканским проблемам в правительстве демократа Г.Трумэна. Нынешний старший партнер формально "демократической" юридической фирмы "Ковингтон энд Берлинг", о которой мы уже говорили, Джон Лейлин вырос именно в "Саливэн энд Кромвелл" под опекой Дж. Ф. Даллеса. Лейлин, в свою очередь, свободно обслуживал республиканское правительство Р. Никсона и т.д.
    В десятку крупнейших юридичееких фирм Нью-Йорка входит и фирма "Мадж, Роуз, Гутри энд Алексэндэр", явившаяся трамплином к президентству и источником кадров для кабинета Р.Никсона. До того, представляя калифорнийские интересы, Р. Никсон не мог пробиться на самостоятельные политические роли. Он потерпел поражение в 1960 году в качестве кандидата в президенты США, а в 1962 году - даже на пост губернатора Калифорнии. Переезд Никсона в 1963 году в Нью-Йорк, подключение его к числу партнеров указанной фирмы и пятилетняя работа в ней полностью изменили его положение. Как резюмировал ситуацию Никсона его партнер по фирме и впоследствии министр юстиции Дж. Митчелл, "это расширило всю его концепцию жизни в США. В Калифорнии он всегда должен был смотреть снизу вверх на председателей правлений из рядов восточного истэблишмента, а теперь он имел с ними дела"(22).
    Став президентом, Никсон, кроме упомянутого назначения Митчелла, устроил других партнеров "Мадж, Роуз, Гутри энд Алексэндер" на следующие посты: специальный консультант при Белом доме (Л. Гармент); высокопоставленные чиновники министерства финансов (М. Поллнер) и министерства юстиции (Дж. Алексэнде) и по проблемам американского судостроения (А.Бекер). Можно добавить, что вашингтонское отделение фирмы и штаб-квартира комитета по переизбранию президента (в 1972 г.) располагались на одном этаже одного и того же здания. Впрочем, сколько-нибудь крупного вклада непосредственно во внешнюю политику США фирма не внесла.
    С приходом к власти администрации Картера налицо попытка провинциальной юридической фирмы "Кинг энд Сполдинг", базирующейся на Атланту, столицу штата Джорджия, сделать заявку на приобретение в государственном аппарате позиций, соразмерных с теми, которыми ранее располагали вашингтонские и нью-йоркские юридические "короли". Ведущий юрист "Кинг энд Сполдинг" Г. Кирбо является одним из наиболее доверительнных лиц Картера. Другой ее юрист (Дж. Уотсон) возглавил набор персонала на ключевые посты в новой администрации. Третий (Г. Белл) стал в ней министром юстиции. Впрочем, едва ли можно ожидать, чтобы эти временно приобретенные позиций смогли стать пропуском на включение "выскочки" в ряды традиционно правящих юридических фирм.
    Другим (кроме юридических фирм) направлением воздействия "специалистов" на государственный аппарат является сложившаяся в последние десятилетия в США система правительственных контрактов, выдаваемых частным компаниям на осуществление административно-управленческих функций.
    Такие функции, вообще говоря, входят в прямые обязаности государственного аппарата. Но фактическая передача важных элементов политической власти в руки фирм-консультатов приобрела уже колоссальные масштабы. По данным 1966 года, например, 34% административно-управленческих расходов по федеральному бюджету США ушло на оплату частных фирм-консультантов и только 22% - на содержание государственных служащих, которые должны были, казалось бы, сами выполнять эту работу(28).
    Существенная часть колоссальных сумм, связанных с научно-исследовательскими работами в области политических наук, уходит на те самые "фабрики идей", о которых уже говорилось в предыдущем параграфе как о находящихся в подавляющем большинстве под протекторатом "филантропических" фондов. Есть, однако, на этом направлении и чисто управленческие по своему характеру фирмы-консультанты. Они подсказывают и прорабатывают организационную перестройку государственного аппарата, создание новых агенств, наиболее эффективные принципы подбора чиновников и т.п.
    Одной из наиболее могущественных фирм такого рода является компания "Маккинзи". Она имеет широкие международные операции и в этом плане известна в частности, как главный консультант по модернизации структуры многих крупнейших, в том числе западноевропейских транснациональных монополий. Непосредственно в США она выступает с весьма широким диапазоном управленческих рекомендаций. Это - вопросы эффективности военных расходов, направления космических исследований, транспортные проблемы, теории менеджеризма. "Маккинзи" является давним консультантом Корпорации Карнеги и получает от этого фонда финансовую поддержку.
    Другими известными фиромами данной категории являются "Буз, Аллен энд Гамильтон", "Пит, Маруик, Митчелл энд К°", "Куперз энд Лайбрэнд". Сотрудник первой из них П.Андерсон был отдан фирмой на год "напрокат" министру обороны Рамсфелду.
    Эти фирмы взяли также себе на откуп подготовку рекомендаций правительству по кадровым вопросам. Еще в 1951 году один из ведущих экспертов "Маккинзи" по этим проблемам Джон Корсон на деньги Корпорации Карнеги подготовил исследование "Чиновники для правительственных ведомств". Главная идея этого опуса состояла в том, что для лучшего решения управленческих проблем на стадии "холодной войны" надо расширять привлечение на государственную службу бизнесменов. Будучи опубликовано в 1952 году в несколько отредактированном виде, указанное исследование стало настольной книгой для приходившей тогда к власти республиканской администрации Эйзенхауэра.
    В 1962 году по инициативе демократической администрации Кеннеди и официальных лиц бывшей администрации Эйзенхауэра фирмы "Маккинзи" и "Буз, Аллен энд Гамильтон" взялись за повторное изучение данной проблемы. На этот раз они делали это под формальной эгидой КЭР. Опубликованный через четыре года итоговый доклад исследования под названием "Люди у вершины" откровенно вел дело к тому, что прежнее поколение высокопоставленных чиновников должно быть заменено экспертами типа консультантов, готовящихся самой фирмой "Маккинзи".
    Итак, обе ветви специализированных фирм - и юридические, и управленческие, - созданные в основном для обслуживания интересов ЦФК, рассматривали и рассматривают свои взаимоотношения с правительством США как один из аспектов такого обслуживания.
    Таким образом, мы закончили в общих чертах рассмотрение механизма влияния ЦФК на внешнюю политику США.Теперь посмотрим, как действует этот механизм на практике и к каким практическим последствиям это приводит.

Сведения о книге + оглавление.
Примечания к 3-й главе.


Там же:

1. Оперативный центр. - Совет по международным отношениям(СМО) США, его история, персоналии, источники финансового и идеологического влияния на его деятельность, его работа и пр.
2. Фабрики идей. - связь между образованием в США и финансовыми империями(зависимость ВУЗов от фондов, переплетение аппаратов фондов и ВУЗов и т.д.)


    ,,,//                     ///////
<<<=====ВПЕРЕД
    ```\\                    \\\\\\\

Rambler's Top100